Как сэкономить на транспорте в Стамбуле
Пoнaчaлу туристoв пугaeт этoт бурливый и нeмнoгo xaoтичный гoрoд: oни стрeмятся пoймaть пeрвoe пoпaвшeeся тaкси и пeрeлoжить вoпрoс прoклaдывaния мaршрутa нa плeчи шoфeрa. Впрoчeм, пoстeпeннo гoсти привыкaют и к кoнцу пoeздки нaчинaют oриeнтирoвaться в трaнспoртнoм мoрe Стaмбулa. Чтoбы этo прoизoшлo быстрee, прeждe чeм oтпрaвиться нa бeрeгa Бoсфoрa, прoчитaйтe нaшу инструкцию.
Aвтoбусы, трaмвaи, мeтрo и пaрoмы
Рaзoбрaться в гoрoдскoм трaнспoртe Стамбула петляво. Метрополитен здесь очень странный. Его ветки во всем объёме разные и непересекающиеся. Собственно, метро, в привычном понимании, — сие лишь самая современная линия, берущая начало нате площади Таксим и тянущаяся на север. Еще уписывать легкое метро, поезда которого ходят от площади Аксарай получи и распишись запад, до аэропорта Ататюрк. Третья линия — Тюнель, самая древняя, была создана до сей поры в позапрошлом веке. Это, фактически, подземный фуникулер, соединяющий участок Каракеу и конец улицы Истиклаль.
Туристам следует охватывать о скоростном трамвае: он курсирует по Старому городу и довозит желающих перед причалов на площади Эминеню. А по улице Истиклаль ходят особые исторические вагоны.
Автобусы в Стамбуле благодаря тому-то всегда переполнены. Впрочем, нам, привыкшим к часам подъем в мегаполисе, это не покажется чем-то необычным. Же если хотите ехать с большим комфортом и сидя, выбирайте маршрутку. Маршрутные мотор — долгуш здесь абсолютно аналогичны московским: ездят удар, останавливаются в любом месте по требованию, нужно не более произнести «инеджек вар!» («хотят выйти»). Только наши не владеющие турецким туристы чаще упрощенно громко кричат водителю «дурак!» Он не обижается и понимает, кое-что иноземцы просят его остановиться, ведь на местном наречии сие слово значит всего лишь «остановка». Именно того места, где останавливаются автобусы или трамваи, обозначены буквой D.
Приятнее прощай путешествовать из азиатской части в европейскую по воде — сверху пароме. Теплоходики отчаливают каждые 15-20 минут. Достоинство такого вояжа не дороже, чем поездка в трамвае, ведь это обычный городской транспорт, а удовольствия изумительный много раз больше. В «обязательную программу» входит скорм преследующих паром чаек купленными неподалеку от причала бубликами и чашка сладкого чая в баре нате борту. Поэтому даже если вы не стремитесь попасть сверху другой континент, просто прокатитесь туда-обратно.
Воеже не запутаться в многочисленных маршрутах транспорта, воспользуйтесь планировщиком.
Билеты
Значимость разового проезда на метро, автобусе, скоростном трамвае разве морском пароме — 1,5 лиры (0,8 евро). Учение оплаты напоминает сам стамбульский транспорт — в ней царит первозданный хаос и многообразие. Можно платить обычными бумажными билетами, простыми жетонами неужто особыми электронными билетами эльбиль, которые продаются в киосках İ.E.T.T. Сие особая бесконтактная непополняемая транспортная карта, срабатывающая получи расстоянии 10 см от турникета. Еще Вотан выгодный способ оплаты — электронный жетон акбиль, металлическая стрелка в пластмассовом корпусе. На нее можно положить любую сумму (с 1 до 150 турецких лир), плюс придется покрыть ее залоговую стоимость (6 лир), которую того) можно вернуть, сдав акбиль обратно. С ней безграмотный приходится каждый раз думать об оплате проезда, зажиточно лишь поднести акбиль к магнитному сканеру, и жетон самоуправно вычитает деньги каждый раз, когда вы проходите сквозь турникет. Купить акбиль можно в специальных киосках, которые естественным путем находятся на крупных пересадочных станциях, но, к сожалению, возлюбленный продается далеко не везде. И еще одно связанное с ним дискомфортность — его нельзя купить или сдать в аэропорту. Новооткрытый появился «электронный бумажник» IstanbulKart, который вскоре ничего более не остается будет заменить акбиль, а также служить для оплаты парковок, точило и даже билетов в театры или кино.
Такси
Зеленый огонек в Стамбуле недорогое. Порой бывает выгоднее разделить тариф проезда на 2-3 человек, чем доехать вплоть до нужного места общественным транспортом. За посадку берется 2,5 турецкой лиры (почти 1,3 евро), за каждый километр — 1,4 турецкой лиры (0,7 евро). Таким образом, автопроезд по городу может стоить всего несколько евро (в турецких лирах, известно). Но это верно, только если вас безграмотный обманут. Ведь в арсенале местных таксистов немало уловок: они любят присмотреть самый длинный путь, а то и вовсе повезти пассажира вкруг, включить на счетчике вместо дневного ночной пошлина (он действует с полуночи до 6 утра и наполовину любимее), при посадке не «обнулить» счетчик или ни вот столько не включать его, ссылаясь на неисправность. Смекалистый шофер также может заявить, что за самую малость пассажиров тариф выше, а в воскресенье так и вовсе достигает немыслимых высот — до сего времени это не соответствует действительности. Единственное, за яко вы должны платить дополнительно, это проезд сообразно мосту через Босфор — 3,25 турецкой лиры (1,7 евро). Таксомотор можно встретить повсеместно, особенно много их у аэропорта, вокзала и крупных причалов. Затем чтобы машина остановилась, достаточно проголосовать, хотя обычно сие не требуется: увидев бредущего пешком туриста, водители самочки подъезжают и предлагают подвезти.