Cвоим ходом из Азии в Европу
Нa oтдыxe в Турции нaс пoсeтилa идeя: свoим xoдoм дoбрaться с Aнтaлии в Стaмбул. Снaчaлa идeя зaвeлa в тупик: наш брат вдруг пoняли, чтo нe имeeм никaкoгo прeдстaвлeния o тoм, кудa и кaк нaдo exaть. Сoтрудники мeстнoгo oтeля oкaзaли пoсильную пoмoщь, пoсoвeтoвaв пoймaть дoлмуш с нaдписью «aутoбюсe тeрминaли»… Вooбщe, в Турции oчeнь рaзвитo aвтoбуснoe пeрeдвижeниe. Oб этoм гoвoрит xoтя бы тo, чтo нaш дoлмуш был зaбит пoчти пoлнoстью. Aвтoбусным сooбщeниeм здeсь кoмпeнсируeтся прaктичeски пoлнoe oтсутствиe жeлeзныx дoрoг.
Билeты дo Стaмбулa да мы с тобой приoбрeли пo 20 eврo зa кaждый. Пoлтoрa чaсa пeрeд дoлгoй пoeздкoй (exaть прeдстoялo 12 чaсoв!) рeшили пoсвятить кeбaбу. Пo сути дeлa, турeцкий кeбaб – этo тo жe сaмoe, чтo извeстный кaждoму рoссиянину шaшлык.
Нe увeрeнный в чистoтe своих рук, я отправился сыскивать умывальник с мылом. Туалет был найден быстро, однако за вход требовали 500 тысяч лир (10 рублей). Воспроизведение недоумения и недовольства на моем лице заметил ступающий мимо турок, который показал мне альтернативный мойдодыр этажом выше. За прозрачными дверями я увидел партия изделий умывальников и огромную комнату, устланную коврами. Странное, нате первый взгляд, помещение оказалось привокзальной мечетью. Наличность здесь умывальников объяснялось просто: прежде чем прошагать на молитву, правоверный турок должен в обязательном порядке омыть приманка конечности. И правда, пока я мыл руки, слева через меня безымянный турчанин засовывал поочередно в раковину домашние ноги и старательно оттирал придорожную грязь.
Но гляди настало время садиться в автобус. Когда мы сдавали близкие сумки в багаж, нас спросили, в какую часть Стамбула я едем – в европейскую или азиатскую? Пришлось задуматься: что греха таить, куда мы едем? Единственный ответ, который пришел сверху ум, – в центр!
Автобус делал несколько остановок, изумительный время которых мы разминали затекшие ноги и общались с местными жителями. Вотан усталый мужичок поведал нам, что в Стамбуле (спустил много клубов, куда не пускают мужчин, ежели они приходят без сопровождения дамы. А в некоторых клубах ни подо каким видом не подается алкоголь. Местные народонаселение вообще охотно с нами общались, интересовались тем, кто именно мы, откуда и какого черта нас понесло с Анталии в Стамбул. Появление иностранца в междугородном автобусе – уникум, ведь основная масса приезжих сосредоточена на прибережье, в отелях категории all inclusive, и нормальный турист не передвигается после Турции самостоятельно.
В автобусе нашем ехали в основном мужской элемент и всего две дамы. Одна из них – типичная девочка Востока, укутанная с ног до головы в пестрые платки, вторая – полностью европейского вида девушка, в джинсах и весьма смелой с целью исламской местности майке. Однако с ними никто безграмотный заигрывал, фраз вроде «Девушка, а что вы такая грустная? Давайте познакомимся…» я без- слышал ни разу. Обе женщины тоже всю с дороги сидели молча, уставившись в окно.
Стамбул утром и вечор
За ночь мы проехали через всю Восточную Турцию, петляя по мнению горным дорогам, заезжая в большие и малые населенные пункты. А с первым лучом солнца въехали в Царьград.
Бывшая столица Османской империи поразила размерами. Преогромный мегаполис распластался по берегам пролива, между Черным и Мраморным морями. Одна супруга города – в Европе, вторая – в Азии. Архитектура здесь где-то не знает. В компании с чудовищной лачугой стоит панельная каланча, а рядом с ними, нисколько не смущаясь, красуется хоромы XIX века.
«Приехали!» – крикнул нам молодой османец, с которым мы познакомились на автовокзале в Анталии, и велел отправляться. Покинув автобус и окончательно продрав глаза, мы различили, почто стоим на автобусной площадке, зажатой между свалкой и автосервисом. «Авоська и нахренаська, вы в Бейоглы. Здесь полно гостиниц, клубов, молодежи! Вы здесь понравится!» – на ломаном немецком заверил нас оттоман.
На улице было пасмурно и прохладно. Мы сняли пагинация в первом же попавшемся отеле и завалились отсыпаться после вечера. Вечером Бейоглы заметно оживился. На улицы вывалил обитатели, заполнил все кафе и бары, облепил общепитовские точки ровно по продаже донеров (та же шаурма, но в лаваше) и кебабов. Угодив в человеческий поток, мы оказались на местном Арбате. Контингент гуляк здесь можно сравнить лишь с толпой, покидающей Поклонную гору 9 мая.
В середине улицы были проложены рельсы, в соответствии с которым со страшной скоростью проносились старые трамвайчики. Человек то и дело запрыгивали и спрыгивали с вагона, как в старых американских фильмах. Изо магазинов и маленьких кафешек, спрятавшихся в небольших переулках, орунья музыка. Драли аккорды уличные музыканты, через каждые червон метров сидевшие на мостовой. Привлеченные гитарным перебором, наш брат подошли к кафе, стены которого были увешаны старыми афишами и фотографиями турецких кинозвезд, а неподалёку барной стойки примостился патлато-бородатый пацан, исполнявший грустные турецкие судьбина-баллады.
Дойдя до конца улицы, мы свернули в жалкий переулочек и были шокированы контрастом: европейский пейзаж сменился азиатским. Старые деревянные у себя, несметное количество кошек, тонны тряпья на веревках, перетянутых через одного дома к другому.
На площади Таксим да мы с тобой познакомились с парнем, который, узнав, что мы с Москвы, радостно заявил, что у него есть герл-кент в Москве! Мы нисколько не удивились: похоже, у каждого глупец в Москве есть девушка. Или это у них экий показатель социального статуса?
Долгий день Ататюрка
Нате утро следующего дня нас посетила очередная мнение. Чтобы немного понизить уровень грешности, мы решили выследить знаменитый храм Айя-София.
На улице наш брат обнаружили, что все городские здания увешаны турецкими флагами. Недалеко ларька с кебабами работал телевизор, транслировавший пафосный сын марса парад, происходивший в столице – Анкаре. Оказалось, что в настоящий день отмечается государственный праздник – День Ататюрка, отца всех осман, который 80 лет назад победил Пашу, сверг монархию, раздал всякие свободы, в часть числе разрешил женщинам ходить без чадры, посоветовав прикрываться по-европейски. Большинство турчанок последовали заветам Ататюрка, хотя есть и традиционалистки, обмотанные в длинные куски материи.
В соответствии с дороге в Султанахмет, район, где, собственно, и располагается Айя-Сердика, к нам подоткнулся забавный старичок, чистильщик обуви. Симпатия подрядился сопроводить нас до самого храма, а узнав, подобно как мы русские, моментально превратился в гида и стал выпускать советы туристического толка: «Туда не ходи – Лувр закрыт, понедельник! Сюда ходи – очень красиво!».
Увлекшись, зрелого возраста турок пригласил нас в свою районную мечеть нате службу. Перед храмом пришлось снять обувь. Подняв тяжелую занавесь, сделанную изо ковра и толстой клеенки, мы проникли внутрь. Двадцать магометан сидели сверху коленях и синхронно били поклоны под медитативный выговор муфтия, читавшего суры. Женщин видно не было. Согласно всей видимости, по законам шариата они молились в отдельном помещении. Получи и распишись выходе нас дожидался наш «гид», которому его турецкая свойство не позволяла отпустить нас без миллиона-другого лир бакшиша. Следом старичок стал настойчиво предлагать свои услуги числом чистке обуви, но нам удалось убедить его, в чем дело? наши кеды не нуждаются в чистке, тем паче черным гуталином.
Исследуя европейско-азиатский мегаполис, да мы с тобой оказались в порту, где было просто невероятное нажин рыбаков. Вооруженные длинными спиннингами, они через каждые пяточек минут вытаскивали по маленькой рыбке, именуемой благодаря чего-то «балык». Еще больше любителей тихой охоты тусовалось возьми мосту через пролив Золотой Рог. Рыбу тянули стар и млад. Попадались хоть женщины, одетые в бескомпромиссные чадры. Порой из воды выползало морское редкость – водолаз с ружьем и в ластах. Обслуживали рыбачий люд веселые торговцы, продававшие пончики ради 500 тысяч лир и лимонную воду из десятилитровых бадей общем за 250.
Перейдя через пролив по длинному мосту, соединяющему Азия. Ant. запад и Запад, мы ступили на другой берег и за) один (приём же окунулись в атмосферу Черкизовского рынка. На нас обрушился ветер коммерческих предложений. Справа прямо из лодки зазывали отведать жареной рыбой, засунутой в хлеб и подправленной какими-так овощами. Слева раздавались крики: «Такси! Май закадыка, вэр ар ю фром?». Чуть дальше расположилась другая сутолока – аналог строительного рынка… Это был дилерский район Ёминёнэ – настоящий город, с дорогами в две полосы: одна – чтобы машин, другая – для пешеходов, и с тротуарами, под завязку заставленными всевозможными товарами. Получи и распишись улицах, круто взбирающихся вверх, торговали всем повторно: детскими игрушками, пластмассовыми тазами, удивительных форм бутылками, кусками шифера, деревянными и железными инструментами. Переулки кишели человеческой сплошным потоком, кричали дети, выводки арабских жен шли лещадь предводительством отца семейства. Раздавались громкие удары в колоколец и крики: это вытворял сумасшедшие трюки торговец мороженым. Симпатия перебрасывал шарики мороженого с одного вафельного стаканчика возьми другой, жонглировал стаканчиками и в финале ударял железной ложкой о аквилегия, висящий под потолком. За всем этим с ужасом наблюдала юрт, которая хотела просто, просто купить мороженого!
Тогда-то мы, наконец, прониклись духом беспокойного, кричащего, пестрого Востока. В этом милом торговом районе нас окружали аминь те же старые деревянные дома на кривых улицах, несметное сумма сушившегося белья и огромный выбор ароматов кофе, рыбы, водорослей, кебабов, специй, ковров и прочей восточной ерунды. В качестве кого ни странно, эта часть Стамбула относится к Европе, же по ориентальной насыщенности бытия это самое азиатское область города.
Найти Айя-Софию в этом муравейнике домов, улиц и людей оказалось мудрено. Когда мы ее наконец-то отыскали, оказалось, аюшки? по понедельникам храм закрыт, а вход охраняют строгие янычары…