• Гаремный роман

    14 июля, 2021 Нет комментариев

    Прeдстaвлeния eврoпeйцeв o гaрeмe султaнa дo сиx пoр oснoвaны нa мифax и лeгeндax. Этo пoнятнo – нe былo в Oсмaнскoй импeрии бoлee зaкрытoгo мeстa интересах нeскрoмнoгo взглядa чужeстрaнцa, чeм oбитeль султaнoвыx жeн и нaлoжниц. A пoлoтнa Дeлaкруa, Энгрa и книги писaтeлeй-рoмaнтикoв только лишь спoсoбствoвaли укрeплeнию этиx мифoв и прeувeличeний. Нa тo oни и рoмaнтики, чтoбы приукрaшивaть дeйствитeльнoсть.

    Нa сaмoм дeлe в глaвнoм гaрeмe импeрии («xaрaм» пo-aрaбски – зaпрeтнaя жeнскaя пoлoвинa дoмa мусульмaнинa) рoмaнтики былo мaлo. Зoлoтaя клeткa (кaк ни крути, a клeткa!), мeстo зaтoчeния, в кoтoрoм долгоденствие рeглaмeнтирoвaнa стрoгим рeжимoм и жeсткoй внутрeннeй иeрaрxиeй. И этa жeнскaя тюрьмa былa вo мнoгиx oтнoшeнияx oбрaзцoвoй – зa шeсть стoлeтий сущeствoвaния Oсмaнскoй динaстии у сиятeльныx тюрeмщикoв былo врeмя oтшлифoвaть прaвилa «внутрeннeгo рaспoрядкa» пользу кого oбитaтeльниц «Дoмa счaстья», кaк называли гарем султана.

    Другое нужда, что отдельные «счастливицы» стихийно осваивали известные дамские хитрости, позволявшие с рабынь превращаться в повелительниц. В истории империи известен безвыгодный один случай, когда султановы наложницы не только-тол подчиняли своему влиянию господина, но и активно вмешивались в государственные положение! Впрочем, удавалось это лишь единицам – до тела, сердца и матлот повелителя еще нужно было как-то распатронить, что при наличии сотен конкуренток представляло внешне задачу нешуточную.

    Многие наложницы проводили в гареме всю долгоденствие, так и не увидев своего господина воочию. Множество. Ant. меньшинство дам вполне довольствовалось покоем, относительным бездельем и окружающей роскошью. Накануне начала XVI века никакого иного счастья, кроме мраморных фонтанов, бассейнов, павлинов, восточных сладостей бери золотой посуде, музыки и болтовни с «однокамерницами» – и лишь в редких случаях постели господина! – к обитательниц гарема и не предусматривалось. В нем содержались офигенно рабыни. Вековая традиция иметь в гареме наложниц, а ее) на именитых дочерях соседей, прервалась во времена правления султана Баязида II – его преемники стали выдавать замуж и на рабынях.

    Появление в гаремах жен разбавило отсутствие движения и неторопливую праздность гарема множеством проблем. Всем знакомо, как ладят в одной квартире свекровь с невесткой – а шелковичное) дерево десятки, сотни хозяек – рабыни, жены, их дочери-принцессы! В (видах того, чтобы вся эта семейка не превратилась изумительный взрывоопасную «коммуналку» с ее неизбежными интригами, сварами и ревностью, никуда не денешься было создать жесткий механизм управления беспокойным «бабьим царством».

    Веками выпущенный кодекс поведения и распределения обязанностей в гареме по сложности и организованности никак не уступал воинскому уставу. На вершине семейной пирамиды самостоятельно царствовал султан. Вторую ступеньку занимала его инокиня – валиде, еще ниже располагались жены (кадын-сударь), под ними – фаворитки, и в самом низу – обычные рабыни-наложницы (джарийе). Пирамидка эта была подвижна и зыбка – любой член мини-социума был способным перейти на один или несколько уровней к истоку – или, наоборот, скатиться вниз.

    Единственный, кто отнюдь не мог изменить изначально отведенной ему социальной роли, в такой степени это сотрудник гаремной «службы безопасности» – евнух. Пускай бы и в их условно мужском сообществе существовала своя «табелек о рангах», четко фиксирующая права и обязанности. Для большинства европейцев, привыкших глядеть к евнухам с оттенком пренебрежительной иронии, наверняка станет откровением, какими судьбами верхушка этой «кастрированной прослойки» обладала при дворе султана влиянием, которому завидовало подавляющая придворных. Так, скажем, главный евнух занимал в дворцовой иерархии третью септима, пропустив вперед себя только первого великого визиря и главу церкви старик-уль-ислама! Определенными правами и свободами, как ни самобытно, обладали и главные обитательницы гарема – рабыни!

    Первые наложницы появились в оттоманском гареме в XIV веке. Чаще только продавцами девочек на невольничьих рынках выступали их собственные отец с матерью. Сделка позволяла им разом решить три проблемы – спихнут от лишних едоков в семье, получить солидное денежное брокераж и обеспечить дочерям прекрасное – по общепринятым меркам – завтрашний день. Для юных наложниц гарем становился домом, школой и местом работы. Девочек обучали музыке, этикету, грамоте, а с трудом позже – специфическому искусству, которое могло понадобиться в случае, на случай если на кого-то из них обратит чуткость повелитель. Рабыни получали ежедневное денежное довольствие, а в соответствии с случаю дворцовых торжеств – ценные подарки. Проблемы нарядов и косметики пользу кого них попросту не существовало – все приобреталось после счет казны.

    То, что при этом наложницы оставались собственностью повелителя, черт с ним и обряженной в шелка и драгоценности, никого не смущало. Позиция законной жены правоверного мусульманина немногим отличалось через рабского. К тому же все эти милости приходилось в какой-то мере отрабатывать. И совсем не тем, что первым приходит для ум при слове «наложница». Обычно «доступ к телу» господина имели на) все про все около десятка женщин – рабыни, фаворитки и жены; держи сотни других были возложены не интимные, а поскорее хозяйственные обязанности. Одна рабыня следила за церемониями и внутренним распорядком, вторая – по (по грибы) здоровьем «семьи», третья отвечала за «противоотравную» надежность (все кушанья, приготовленные султану, проходили предварительную пробу), четвертая – следовать стирку, пятая – за процесс омовения своего повелителя, шестая – следовать приготовление ему кофе, седьмая – за его винные погреба… Ибо мужчинам вход на территорию гарема был запрещен перед страхом смертной казни (евнухи не в счет – а вдобавок того, им, как уже говорилось, хватало своих обязанностей), документально вся работа «по дому» ложилась на рамена женщин – благо недостатка в рабочей силе не было.

    Промежду гаремных должностей встречаются и вовсе неожиданные – например, рабыни-главы «службы протокола» гарема, рабыни-хранительницы ключа через казны и рабыни-хранительницы большой султановой печати. Безусловно, занимавшие в гаремной вертикали власти такие ответственные должности еще не были рабынями в привычном значении этого трепотня. Султан не только удостаивал их особого доверия, только по истечении времени давал вольную – о лучшей рекомендации чтобы будущего жениха «освобожденная женщина Востока» не могла и охотиться.

    До наших дней дошел удивительный документ XVIII века – своего рода штатное реестр гарема султана Махмуда I: винный погреб – 17 рабынь, агентирование принцев – 72, иные хозяйственные работы – 230. И всего 15 рабынь официально числились фаворитками султана! После всего этого расхожие представления о гареме как о нескончаемой любовной оргии теряют некоторый смысл. Султан, хотя и превозносился придворными подхалимами после небес, богом все-таки не был – а преходящий мужчина удовлетворить всех своих подопечных дам безлюдный (=малолюдный) мог при всем желании. Поэтому для большинства обитательниц сераль оставался тюрьмой в одном смысле – как ограничение получай их сексуальную жизнь.

    Но удивительно другое. Соответственно прошествии девяти лет любая рабыня, которую правитель так и не пригласил разделить с ним ложе, имела кто (властен покинуть свою клетку! Таких «неохваченных мужским вниманием» бедолаг правитель обычно наделял приданым, дарил дом и даже подыскивал мужа. Что правда, этим правом пользовались далеко не все – безбедная сказка (жизненная) в гареме многих устраивала. И женщины, как это гус бывало не только в Оттоманской империи, добровольно длили заключение, предпочитая его сложностям жизни на свободе. Тем больше что у оставшихся никто не отнимал их шанса «освобождать в люди» в гаремной иерархии – стать фавориткой, а там, а что если, и выскочить в султановы жены! Обычно султан выделял восемь рабынь – четверых назначали постоянными служанками в его личных покоях, а всё ещё четверых возводили в ранг фавориток (гюзиде), чья «услуги» протекала исключительно в опочивальне повелителя. Та гюзиде, с которой панаш собирался провести ночь, получала от него начетистый подарок, еще один ждал ее поутру – в случае, даже если повелитель оставался доволен. Забеременевшую фаворитку переводили в род «счастливых» (икбал), а после рождения ребенка ее ждало до этого часа большее женское счастье – официальный титул жены.

    Занятно, что от ограничений на личную жизнь были несвободны инда султаны. Так, ночь с пятницы на субботу они были обязаны осуществлять только с одной из жен. А недождавшаяся приглашения три пятницы повторно имела право обратиться к судье за защитой попранных прав. У повелителей Оттоманской империи до закону было от четырех до восьми жен, и вот избежание накладок одна из рабынь вела «переписной журнал», где скрупулезно фиксировала все свидания султана со своими супругами.

    Сверху протяжении веков Османы испытывали странное влечение к женам-иноверкам. Больше других ценились гордые черноволосые дочери Кавказа и полные светловолосые славянки. Многих хоть не приходилось пленять: известно, что кавказские князья многократно сами отправляли дочерей в султанский гарем, надеясь, какими судьбами те понравятся султану и со временем станут его женами.

    Сказание сохранила имена некоторых султанш-европеек. Любимой женой Сулеймана Великолепного, в царствование которого империя достигла расцвета, была Хюррем – похищенная и проданная в сераль дочь украинского православного священника Анастасия Лисовская, известная лишше под именем Роксолана. Она покорила султана никак не только красотой, но и образованностью, написав своему супругу стишки по-арабски, – для XVI столетия достижение исключительное.

    Через полтора века путь поповской дочки повторила фрэнчуха Эмми де Ривери, кузина супруги Наполеона Жозефины. Ее вот и все похитили пираты, продали алжирскому наместнику, а тот подарил красавицу своему повелителю – султану Абдул-Хамиду I. Подо именем Накшидиль («Услада сердца») принявшая ислам Эмми стала его четвертой женой. А когда-никогда ее сын сам занял трон в стамбульском дворце, Накшидиль-Эмми приняла низам валиде – «королевы-матери». Вот так они и жили долгие цифра столетий – султаны и их многочисленные семейства.

    Конец всему этому положила Первая соглашение война. Турция вступила в нее на стороне Германии и задним числом поражения была оккупирована державами Антанты. В стране началась восстание под руководством Мустафы Кемаля Ататюрка. Когда победившие революционеры вступили в Истанбул, их ждал пустой султанский дворец. Последний с Османов бежал на британском военном корабле, а аминь его жены, дочери, фаворитки, рабыни и евнухи, лишившись своего повелителя, разбрелись который куда.

    Там же, в султанском дворце, в марте 1924 возраст была провозглашена Турецкая республика. Одним из первых законов которой стал логика об отмене института гарема.

    12345 (No Ratings Yet)
    Загрузка...
    Информационный портал

    Яндекс.Метрика