Мост через Босфор
Подле слoвe «турoк» у бoльшинствa нaшиx сoгрaждaн eщe нe тaк
дaвнo вoзникaл oбрaз этaкoгo чeлoвeкa в чaлмe и в шaрoвaрax. Oн пьeт кoфe
пo-турeцки, пишeт спрaвa нaлeвo aрaбскoй вязью, мoлится Aллaxу o здoрoвьe
свoeгo гaрeмa и вeрблюдoв. Oбрaз этoт стoль жe кoлoритeн, скoль дaлeк oт
истины. Чaлмa здeсь вышлa с упoтрeблeния eщe в нaчaлe XIX вeкa и былa
зaмeнeнa фeскoй, кoтoрую, в свoю oчeрeдь, в двaдцaтыe гoды, oтмeнил oснoвaтeль
Турeцкoй рeспублики Aтaтюрк, aрaбскaя вязь уступилa мeстo лaтиницe подле
нeм жe, a мнoгoжeнствo — дaвным-дaвнo угoлoвнoe прeступлeниe. Вeрблюдa
жe мoжнo встрeтить нe чaщe, чeм мeдвeдя нa улицe Мoсквы. Свидeтeльствую
этo кaк чeлoвeк, прoрaбoтaвший в Турции нe oдин гoд.
Впрoчeм, кaк извeстнo, дымa бeз oгня нe бывaeт… Я нaзвaл сии скрoмныe
зaписки «Мoст чeрeз Бoсфoр», пoтoму чтo имeннo этoт прoлив рaздeляeт
в Турции eврoпeйскую и aзиaтскую чaсти. A пoчeму мoст, нaдeюсь, читaтeль
дoгaдaeтся.
Oткрoй личикo!
Курoрт в oкрeстнoстяx Стaмбулa. Мoрe, жaрa, ширoкий пeсчaный берег. Устaвшиe
зa нeдeлю трудящиeся усeрднo жaрятся нa сoлнцe, пoльзуясь свoим зaкoнным
прaвoм нa oтдыx. (нежданно-, нeoжидaннo я зaмeчaю, чтo гoлoвы сooтeчeствeнникoв,
с кoтoрыми я приexaл oтдoxнуть, кaк пo кoмaндe пoвoрaчивaются в oдну стoрoну,
a лицa дeфoрмируются в гримaсe удивлeния. Слeдуя стaднoму инстинкту, я
пoвoрaчивaюсь тудa жe, кудa и всe, и вижу: пo пляжу в стoрoну вoды идeт
группa жeнщин. Грaждaнки явнo нaпрaвляются купaться в вeрxнeй oдeждe. Oдeтыe
в длинныe плaщи и трaдициoнныe плaтки, oни спoкoйнo вxoдят в вoду и нaчинaют
плeскaться, нe oбрaщaя внимaния нa oкружaющиx. Слeдуeт скaзaть, чтo пoдoбнoe
купaниe, дa и кoстюм, здeсь — нe экзoтикa. Прaвдa, и встрeчaeтся нe нa
кaждoм шaгу.
Eсли брoсить бeглый угол зрения нa мeстныe зaкoны, тo зa турчaнoк мoжнo тoлькo
пoрaдoвaться. «Oсвoбoждeнныx жeнщин Вoстoкa» щeдрo нaдeляют всeми
мыслимыми дeмoкрaтичeскими прaвaми и свoбoдaми. Oднaкo, кaк этo чaстo встрeчaeтся
в жизни, дeклaрирoвaнныe вoзмoжнoсти нe всeгдa сoвпaдaют с рeaльными. Не
здeсь прeдпoчитaют «нe пo зaкoну, a пo спрaвeдливoсти», и понятия
о справедливом распределении прав и обязанностей из-за последние века мало
изменились. Показателен лозунг, лещадь которым выступали лидеры исламской
(еще новообращенный) оппозиции. Отношение к политике, проводимой госпожой Тансу
Чиллер, выражалось емкой фразой: «Верхи — в отставку, Тансу
— на кухню!» И этот зырк здесь на место женщины в общественной жизни
распространен малограмотный только среди исламистов.
К примеру, я как-то поинтересовался, что такое? думает по этому поводу мой
давний осведомленный Ахмет Халлы. Обратился я к нему не случайно, ввиду
считал его типичным представителем турецкого среднего класса. Ахмет выходец
из захудалой деревушки, но, благодаря помощи родственников, сумел взять
образование в столичном университете. В молодости он сочувствовал коммунистам,
ходил по-под красным флагом и боролся за благосостояние всего человечества.
Спустя время военного переворота 1980 года остепенился и решил ограничиться ради
начала благосостоянием собственной семьи, работая на ниве торговли. С Ахметом
ты да я общались по делам нашей фирмы часто, и с некоторых пор дьявол стал моим
постоянным консультантом, к которому я то и рукоделие обращался, столкнувшись
с очередным турецким парадоксом.
Так во, что касается семейных отношений, то Ахмет — нимало не мусульманский
фундаменталист! — убежденно выступал вслед субординацию в семье. Оставляя
за собой право срок от времени изменять жене, он, тем безграмотный менее, был решительно
против того, чтобы
сопруга следовала его примеру. В противном случае, развод, сообразно его мнению,
был бы неминуем. К чести Ахмета, отделение в таких случаях считается в Турции
наиболее мягкой формой решения семейных проблем. Газеты ведь и дело щекочут
нервы читателям подробностями подвигов местных ревнивец. Если дело и не доходит
до смертоубийства, так на провинившуюся даму, тем не менее, полно окружающие
отныне начинают смотреть не иначе, в качестве кого на женщину легкого поведения.
Кстати, о легком поведении. Древнейшая профессия в Турции легализована. Публичные
дома существуют во всех городах. Больше всего популярны у населения, разумеется,
стамбульские бордели. Всей сетью сих заведений владеет госпожа Матильда
Манукян. Поговаривают (несомненно же, недоброжелатели), что она набирает в
свои заведения чудесно турчанок с тем, чтобы унизить в их лице всю
турецкую нацию, принесшую в свое дата армянам немало горя. Так это или
вышел, судить трудно, зато доподлинно известен другой быль из ее биографии.
Вот уже безграмотный первый год госпожа Манукян лидирует в своей стране по мнению сумме
налогов, выплаченных государству, за что и получает регулярные премии,
вручаемые в торжественной обстановке.
Игра стоит свеч добавить, что в Турции принято жениться исключительно в девственницах.
Ахмет, услышав мой вопрос согласно этому поводу, поведал мне, что лично симпатия никогда
не смог бы жениться на женщине, которая вперед принадлежала кому-то другому:
«сэконд хенд» в этой области неприемлем!..» Чеканно было, что
для турка это аксиома.
Якобы-то я прочитал в одной из газет о трагическом случае. Началось по сей день
с довольно обыденного события: молодой человек похитил девушку. Здесь надо
пояснить. Дело в том, что в Турции про свадьбы необходимо согласие родителей.
Если согласно той или иной причине оно отсутствует, молодое племя люди, убежав из дома,
начинают коротать вместе, а родителей ставят перед свершившимся фактом. Имея
альтернативу: признать свою падчерица опозоренной или дать свое согласие на
неоправданный брак, родители, как правило, выбирают последнее. Сие и называется
здесь «похитить девушку». Ничего необычного.
А этот молодой человек, похитив — с ее согласия — девушку, живым духом выяснил,
что эта девушка — уже далеко не не девушка. Он не смог перебороть себя и бросил
ее. Дай тебе хоть как-то спастись от позора, беглянка использовала последнее
имеющиеся у нее кредит и подала заявление в полицию об изнасиловании.
(Вс, видать, любила!) Дело еще можно было бы замять, разве бы молодой
человек согласился на брак, тем побольше, что родители уже дали свое согласие.
Особого выбора у них, сермяжная прав, и не было. Однако юноша остался непреклонным.
В своем последнем слове сверху суде он, пустив скупую мужскую слезу, признался,
что-что по-прежнему любит ее, но жениться кончено равно не может и согласен честно
тянуть близкий срок за изнасилование…
Что остается делать девушке, попавшей в подобную ситуацию? Ее структура
незавидно. Впрочем, если грех молодости еще без- предан огласке, дело можно
поправить, если выработать несложную хирургическую операцию, которую здесь
зовут «поправка». Хирурги, специализирующиеся на подобных операциях,
имеют в Турции упорный доход. Если умеют держать язык за зубами…
Хозяева своего трепотня
Давным-давно, работая переводчиком с туристами из Турции, я был одержим
одной и праздник же мыслью: почему они всегда опаздывают? Назначая им встречь
в холле гостиницы в десять утра, я с сожалением констатировал, ровно первые,
наиболее сознательные граждане, появлялись никак не раньше половины одиннадцатого.
В результате нам маловыгодный удалось попасть вовремя ни на одну с экскурсий. Тогда
я предположил, что турки ведут себя подобным образом точию на отдыхе.
Позже, попав в Турцию и познакомившись с народом рядом, я понял, что
ошибался. Отдых тут ни присутствие чем.
Образцы этого феномена встречались мне в Турции тик-в-тик на каждом
шагу. К примеру, как-то как-то раз мы с другом собрались ехать по делам в Царьград.
Наш местный знакомый Мустафа, направлявшийся, наравне выяснилось, в тот же
день по тому но маршруту, вызвался нас подвезти. Он предупредил, а выезжает
очень рано, и пообещал зайти за нами. Очарованные таким вниманием и заботой,
автор этих строк поднялись ни свет ни заря. Примерно поверх полтора часа, когда дальнейшее
ожидание потеряло (первый смысл и стало ясно, что поездка безнадежно сорвана,
ты да я вновь завалились спать, поминая на чем вселенная стоит свою доверчивость
и Мустафу.
С того дня я обходил сторожка Мустафы за километр до тех пор, временно случайно
не столкнулся с ним на улице. Мустафа был от (всей) души удивлен моим исчезновением.
Я, стараясь сдерживаться, доходчиво объяснил ему причину, получи и распишись что он доброжелательно
улыбнулся и заявил, что, к сожалению, в ведь утро очень торопился и попросту
забыл прихватить нас с собою. Было видно, что он искренне не понимает причины
мои неудовольствия. Я же не понимал его непонимания. Подобно ((тому) как) всегда, все
поставил на место Ахмет. Спирт выслушал мою проникновенную речь, усмехнулся
и изрек фразу, достойную лежать процитированной:
Чему удивляться? Мы ведь хозяева своего трепология: хотим — даем, хотим —
берем обратно.
Увы и ах, но это правило широко распространено в Турции, начиная с бытового
общения и кончая программой телевидения на неделю. Ми, привыкшему доверять
информации, опубликованной в газете, первое п(р)ошедшее в Турции нелегко было
свыкнуться с мыслью, что неравно в программе объявлен какой-нибудь фильм,
сие еще ничего не значит. Мало того, ни хрена ни морковки не значит даже если этот фильм
в быстрина недели постоянно рекламируют по тому же телеканалу. К примеру,
чернушка «Амадеус» я пытался посмотреть три раза, однако повально попытки
окончились неудачей. Усаживаясь поудобнее у экрана телевизора, я, на смену
заявленной картины, обнаруживал нечто, даже отдаленно ее никак не напоминавшее.
При этом никому и в голову безлюдный (=малолюдный) приходило сообщить об изменениях заранее
или оно бы извиниться за содеянное. Постепенно я привык и начал причитаться
к таким вещами философски.
Так же философски я стал глядеть и к турецкой манере ездить.
На фирме мой вождь учил меня турецкой жизни. Как-то присест по дороге
в Стамбул он указал мне получи и распишись «мерседес» популярной модели, мирно
и степенно ехавший впереди нас, и предложил присмотреть за тем, что сейчас
произойдет. Прибавил газу, и наша видавшая перспективы «девятка» вышла
вперед, оставив позади гордость немецкого автомобилестроения. Коэффициент полезного действия
не замедлил сказаться. Оскорбленный до глубины души турецкий автолюбитель
в мгновение забыл о том, что ему некуда торопиться. Некто налег на акселератор,
и шикарный автомобиль, рванувшись из всех своих лошадиных сил, в мгновение
ока скрылся следовать горизонтом.
Так я впервые стал свидетелем симптомов лихачества местных водителей.
Целесообразно турку выехать на проезжую часть на своем транспортном средстве, т. е.
в нем просыпается инстинкт джигита-кочевника, которого никак не останавливает
даже не самое лучшее качество местных дорог.
Разительно, но приведенные выше черты национального характера спокуха
уживаются с высоким качеством работы: турецкие товары — закачаешься всяком случае
многие — действительно на мировом уровне. (Другое деятельность, что наши «челноки»,
да и многие фирмы стараются затовариваться что подешевле, а за небольшие деньги
и качество невысокое.) Славится территория своими строителями, причем строят
они отменно и в Турции, и из-за рубежом. И водитель, привозящий бетон, не
только никак не превышает установленной скорости, но и никогда не опаздывает.
А то как же уж если говорить о хороших свойствах турок, ведь здешний предприниматель
ведет бизнес, ничуть не отличаясь ото европейца или американца, разве что
никогда без- забудет предложить посетителю кофе или чай.
Да работая в Турции, успеваешь привыкнуть к этому, а вот всегда то, чем
страна отличается от европейских стран (с других европейских стран, как
не преминули бы заострить турки) бросается в глаза и надолго запоминается.
К примеру, в Европе, а тем сильнее в Америке, быть некурящим становится
делом доблести, геройства и славы.
Раз, просматривая на досуге «Комсомольскую правду», натолкнулся
нате забавную статью, в которой шла речь о том, что-что в Стамбуле в определенных
заведениях устраивается шоу: русские девушки сидят в креслах и курят сигарету
из-за сигаретой, а богатые турки, не привыкшие к виду курящей дамское сословие, приходят
посмотреть на это чудо природы.
Я длительное время смеялся. Чтобы не заметить в Турции курящих женщин, нужно тащиться
с закрытыми глазами, стараться особенно не принюхиваться.
По образу это ни прискорбно, но вредная привычка в условиях отсутствия каких-либо
ограничений (шабить здесь можно практически везде, включая междугородние
автобусы) выросла после масштабов национального бедствия, и некурящему человеку
в Турции живется трудно.
Чем объяснить это повальное увлечение табаком? Муж друг Ахмет считал,
что турецкие женский пол курением подчеркивают свою эмансипированность, а мужчины
смолят, т. е. паровозы, спасаясь от стрессов. Может, это на (самом) деле так.
Государство пытается как-то повлиять бери ситуацию. На телевидении запрещена
реклама сигарет. Я слышал, даже если готовится законопроект о запрещении курения
в общественных местах, же слабо верю, что в стране курящих людей может
кончиться подобный документ. Это было бы противоестественно.
А кое-что касается наших девушек, глотавших дым на виду у состоятельных
оттоман, то я уверен, что и те, и другие собирались дальше совсем по другому
поводу, о котором нетрудно прид и который не имеет к курению никакогоотношения.
Скромно о нем забыли рассказать чистому душой корреспонденту «Комсомолки»…
В противном случае кто-то кое-где…
Я помню, как ми, впервые приехавшему в Турцию несколько лет назад,
в иллюминаторы сразу бросились две вещи: обилие колючей проволоки получи и распишись оградах и
полицейские с автоматами на каждом перекрестке. Сначала возникло ощущение,
что я попал в этакое полицейское ханство. Пожив там, могу сказать,
что сие не так. Зато порядок в стране есть и поддерживается. Я отнюдь не хочу
сказать, что преступности в Турции нет вообще-то. Она, конечно, есть, и местная
общественность, разумеется, выражает свою смятенность. Однако, как
говорит поэт Владимир Вишневский, возьми то она и общественность, чтобы выражать
свою встревоженность.
Судите сами. Рэкета в нашем понимании среди самих оттоман нет. Отдельные
случаи вымогательства погоды не делают. Женский пол разгуливают по улицам,
обвешанные золотом, чисто новогодние елки. Мужчины тоже не избегают украшений.
Пампуша здесь оставляют в подъезде перед входом в квартиру али на улице,
у входа в мечеть. Здесь далеко не снимают дворники с машин и запросто могут оставить
Шлюзы от квартиры на бензоколонке, чтобы ее служащие залили мазут пользу кого калорифера
в отсутствие хозяина. Порой иностранцы здесь поражаются проявлениям честности,
малограмотный характерной для более (или менее) развитых стран.
Мазёвый бизнесмен как-то пригласил нас прогуляться по части берегу Босфора.
Мы взяли кое-аюшки? перекусить в открытом ресторанчике и сели на лавочку
у самой воды. Минут по вине десять к нам подошел хозяин заведения и протянул
50 тысяч лир, сообразно тем временам — около семи долларов. Выяснилось, что-что наш
бизнесмен, расплачиваясь, дал лишнее. Обнаружив сие, хозяин стал нас искать,
нашел в массе народа и вернул чистые, прежде чем сам клиент успел обэтом
вспомять. Впрочем, говорят, раньше тут были нравы кроме проще. Обронив на
улице какую-нибудь материя, вы могли прийти на следующий день в сие место
и наверняка обнаружили бы потерю в одной с окрестных лавочек.
Полиция в Турции всегда начеку и на хорошем уровне справляется со своими обязанностями,
хотя после этого стоило бы отметить один немаловажный момент, нет слов многом определяющий
успех ее работы. Я имею в виду бескорыстную участие населения. Большинство
тяжких преступлений здесь раскрывают по причине сигналам, поступившим от
людей. Бдительные турецкие граждане приставки не- стесняются сообщить в полицию обо
всем подозрительном, как заметили, и это дает возможность раскрыть, а главное,
предупредить массу преступлений.
Бывают, конечно, и перехлесты. В местной телевизионной юмористической
передаче показали комичный сюжет на эту тему. Молодой человек знакомится
с девушкой, ее аллопрининг ему кажется подозрительным, и он, на всякий случайность,
решает донести на нее в полицию. Спирт идет к ближайшей телефонной будке,
где поуже стоит очередь. Кто уведомляет о неблагонадежности своей муж и жена,
кто стучит на тещу, а кто-так даже признается в своих не совсем правильных
мыслях. В конце концов новобракосочетавшийся человек так и не успевает поговорить с полицией.
Его арестовывают, ибо девушка успевает настучать на него раньше.
Развлечение смехом, но если серьезно, то помощь населения — великая дикий, пренебрегать
которой просто неразумно.
Действует и еще Вотан фактор.
Однажды мой земляк и сотрудник попал в Турции в ж неприятную ситуацию.
У него ограбили квартиру, унесли зарплату ради несколько месяцев. Надежд
на возвращение денег де-факто не было. Последним ударом по оптимизму
было наше личное в виду при работе местного эксперта-криминалиста,
использовавшего методы, надо которыми смеялся еще старик Холмс. Однако вопреки
на неутешительные прогнозы, преступник был задержан, а большая статья денег
возвращена.
Позже, обмывая это событие в ресторане с верхушкой местных правоохранительных
органов, да мы с тобой поинтересовались, как же им все-таки посчастливилось найти преступника.
Ответ нас немало удивил.
Наша сестра бросили на это дело все силы, — невзыскательно заявил местный Жеглов. —
Ведь если бы да мы с тобой его не нашли, у вас, иностранцев, сложилось бы идея,
что в Турции одни бандиты, а полиция синь порох не делает.
Вот так, не больше и малограмотный меньше. Патриотические соображения превыше всего.
Общий, патриотизм в турецком характере тесно сочетается с такой давней
традицией, т. е. уважение к старшим. Под старшинством понимаются обычно (как) будто
возраст, так и звание. Соблюдение субординации, нередко вызывает чинопочитание.
Испуг перед начальством пронизывает каждого турецкого чиновника. Помню,
ровно однажды я был поражен, прочитав факс, направляемый менеджером среднего
звена хозяину фирмы. Спирт начинался словами: «О великий и достойный
уважения!» Правила субординации в Турции невыгодный изменяются с низу до самого
верха властной пирамиды. К примеру, в городе Испарта, идеже родился нынешний
президент страны Сулейман Демирель, которого в народе ласково зовут «основатель»,
есть бульвар, носящий его имя.
Особое подход в Турции к основателю республики и первому президенту
страны Мустафе Кемалю Ататюрку. Его почитают скажем, как у нас в прежние времена
почитали Ленина. И старый и малый соответствующие ритуалы настолько похожи, что нет
смысла их переводить. Единственное отличие состоит в том, что во эра
всех перипетий новейшей турецкой истории авторитет Ататюрка остался непоколебим.
В одно прекрасное время я спросил у Ахмета, как тот относится к Ататюрку.
Я его уважаю, — последовал протест. — Мустафа Кемаль был мужчина! Пил
вслед троих, а уж каким был бабником!
Еще одна фас турецкой пропаганды выражается в лозунгах, развешанных
буквально возьми каждом шагу. К призывам беречь мать-природу иль общественное
достояние нам не привыкать, но и (тутовое Турция порой являет просто поразительные
образцы письменного чиновного творчества.
Единою, ожидая автобуса на остановке и размышляя о том, идеже бы поблизости
отыскать туалет, я заприметил небольшую святилище им. сержанта Ахмета Кахведжиоглу,
очевидно, героя местного значения, притулившуюся вдалеке. Я подошел
поближе, чтобы оценить оперативную обстановку. Вона же было мое удивление,
когда сверху стене храма я узрел металлическую табличку, гласившую точный:
«Джамийе ишейен — динсиздир!» — «Писающий для мечеть — безбожник!»
Я тогда здорово пожалел о том, что такое? у меня не было с собой фотоаппарата.
Зато лещадь табличкой нарисована была стрелка, показывавшая необходимое
ми место.
Всенародная любовь
Как-то раз, суще в провинциальном городе Люлебургазе, я вышел в шесть
часов вечера вслед покупками. Погода стояла отменная, до вечера было до этого времени далеко,
и, по всем признакам, меня ожидала продуктивная шпацир. Однако, к своему
огромному удивлению, я обнаружил большинство лавочек сделано закрытыми, а остальные
спешно закрывающимися. Я не сразу понял, нежели вызвано столь нелогичное поведение
торговцев, отличающихся тут. Ant. там завидным трудовым энтузиазмом, однако вскоре
все выяснилось. Попавшийся ми навстречу пожилой джентльмен объяснил, что
причина кроется в приближении праведница святых — международного футбольного
матча.
Я хотел спросить до сего часа что-то, но джентльмен очень торопился и предложил
ми пойти с ним и увидеть все самому. Мы вошли в просторную кофейню т. е.
раз вовремя. Матч только-только начинался. Вкладывание было забито битком.
В Турции не (полагается смотреть футбол дома в одиночестве. Плач детей и громыхание
посуды получай кухне не способствуют должному восприятию происходящего. Следственно
турки предпочитают смотреть футбол на стадионах, либо в кофейнях и пивных,
идеже за стаканчиком чая или пива в хорошей компании позволено в полной мере
насладиться любимым зрелищем.
Позже я понял, что же любовь турок к футболу поистине всенародна. Я пытался
выбрать в Турции хотя бы одного человека, равнодушного к этому виду спорта,
при всем том сделать это не удалось. Футбол здесь любят повально. Любой разговор с
турком, независимо от первоначальной темы, с прохладцей, но верно переходит
на футбол. Тут отнюдь не пропускают ни одного матча и знают поименно всех игроков,
в фолиант числе давно покинувших большой спорт. Создается чувство, что эта
всеобщая любовь объединяет и сплачивает нацию здоровее, чем призывы к патриотизму.
Поражение в международном матче в этом месте сопоставимо с национальным трауром.
Ну а что творится в случае победы — попасть не трудно.
Кстати, упомянутый выше матч завершился малограмотный то победой, не то ничьей,
принесшей, тем невыгодный менее, желанное очко, необходимое для выхода в второй
круг чемпионата. Радости болельщиков не было границ. Дружные толпы людей
вывалились с тесных кофеен. Они ходили по улицам, били в барабаны и распевали
легонечко заунывные победные песни. Все машины шли точно по городу с включенными
звуковыми сигналами. Это продолжалось побольше получаса. Первый и последний
раз я стал в Турции свидетелем в области-настоящему всенародного праздника.
Культурная жизнь в Турции бьет ключом, же природная сентиментальность
турок определяет генеральное направление творчества — мелодрамы. Совершенно турецкий
кинематограф, за исключением нескольких военно-патриотических лент, состоит
с бесконечной череды слезливых фильмов. Не уступает ему и возвышение, представленная
исключительно песнями о несчастной любви. (Правда, у большинства народов
песни о любви, на правах правило, грустны. Но у турок они не не мудрствуя лукаво грустны —
они вызывают слезы!) Причина сего явления загадочна. Знакомая переводчица-турчанка,
тетенька прогрессивно настроенная, однажды высказала мнение, что руководство
не заинтересовано в том, чтобы народ особенно веселился. Без- знаю, соответствует
ли это действительности, однако, манером) или иначе, но жалоб на певцов мало-: неграмотный поступает.
Народ лучше знает, что ему нужно.
Турецкие газеты в свой черед не стоят в стороне от удовлетворения насущных
потребностей населения. В этом месте мелодрама приобретает форму светских сплетен,
которым посвящены первые, цветные страницы фактически всех турецких изданий.
Вообще, сплетни играют в Турции огромную цена. Народ здесь чрезвычайно
живо интересуется интимными подробностями изо жизни сильных мира сего.
Вспоминается случай, кое-когда на первой странице одной из ведущих газет
я узрел статью, повествовавшую о книжка, что известный футболист появился
в ночном клубе с новой любовницей. Я усмехнулся и отложил газету в сторону,
дай вам просмотреть другие издания. Каково же было мое обалдайс, когда почти
во всех остальных газетах я обнаружил заметки получай ту же животрепещущую тему.
В другой стране ни один человек бы не обратил внимание на этот ничтожный эпизод
личной жизни спортсмена. Но только приставки не- в Турции. Кстати, этим дело не кончилось.
Вечерком в программе светской хроники журналисты уже брали опрос у влюбленной
пары, интересуясь, давно ли они миром и насколько у них это серьезно.
Обходительный местный услуги
Неотъемлемая черта национального характера турок — склонность к торговле.
Корпеть с покупателем здесь умеют.
Войдя в лавку, вы (одним же почувствуете внимание. Отечественного безразличия,
безлюдный (=малолюдный) побежденного даже переходом к рынку, здесь не встретишь. Лицензиар поинтересуется,
что вы хотели бы обретший, и подберет нужный товар. Тут есть интересная
деталь. Турецкий камбист никогда не скажет вам, что товара у него в помине (заводе) нет.
Даже если необходимой вещи нет, некто будет уверять, что она, конечно же,
была, да кончилась буквально только что, и посоветует зайти грядущее или
попросит немного подождать, а сам пошлет мальчика в соседнюю лавку, идеже
такой товар точно имеется.
Кстати, пока ваша милость ждете, продавец обязательно заведет с вами задушевную
беседу, поделится своим сокровенным желанием отбыть в Россию и непременно
угостит вас чаем или любым другим безалкогольным напитком в соответствии с вашему выбору.
При этом вы, (нечего, понимаете, что вас угощают не от природной щедрости,
а в расчете в вашу будущую покупку, однако, все равно без меры приятно. Особенно
по жаре. Напившись чаю и пона-: навеселиться наговорившись, вы почувствуете, что после
всего сего покинуть магазин без покупки даже как-в таком случае неудобно… Что, собственно,
и требовалось дать обоснование.
Впрочем, турецкая торговля с ее комбинацией западного прагматизма и
восточной хитрости — сие всего лишь частный случай. Вся жизнь Турции показывает,
что же эта страна ушла от традиционного Востока, однако пока не добралась до Запада.
Где-то сказать, не совсем дошла до западного конца моста вследствие Босфор. В этом
ее особенность, и именно этим турки похожи получи и распишись нас.